Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель является экспертиза ДТП, которую часто именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из вышеизложенных наименований не является научно-обоснованным и правильным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела это уникальное наименование более семи лет назад, основная масса практикующих судей, адвокатов, следователей, юристов также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения вида экспертизы.

Из-за столь абстрактного и общего определения требуемой экспертизы, в нашей практике часто рождаются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы специальные познания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий).

Возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки дела не выдерживаются из-за элементарной грамотности вышеперечисленных участников следственного процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение автомобиля и других объектов на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и прочих участников по полотну автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных знаков, отсутствие нужных дорожных знаков, неправильная разметка дорожного покрытия и другие отрицательные особенности обстановки.

При назначении судебной автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.

Например, в случаях, где основной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент ДТП.